Антрополог и https://www.schiborschi.online/ прослеживают происхождение и пути развития одного из своих любимых видов растений.

Как человек, выросший на Филиппинах, я всегда любил горячую, острую пищу. Типичная филиппинская еда включает в себя смесь соевого соуса, рыбного соуса, уксуса, цитрусовых и перца, которые можно использовать для индивидуального вкуса блюда. Я всегда добавляю много красного и зеленого перца или немного табаско. В какой-то момент я даже посадил несколько растений чили на заднем дворе моей семьи и попробовал приготовить острый соус с моим двоюродным братом Францем.
Когда я пробыл в Мексике в течение длительного периода в 2021 году, одним из самых больших удовольствий была острая еда — от сальса верде (зеленый соус, обычно приправленный перцем халапеньо) до агуачиле (блюдо, похожее на севиче, типичное для тихоокеанского побережья Мексики). , приготовленный из креветок, маринованных в лайме и перце чили, среди прочих ингредиентов). Помимо видов перца, которые можно купить в местных продуктовых магазинах во многих странах мира, таких как хабаньеро, халапеньо и чили де арболь, существовал ошеломляющий ассортимент перцев различной формы, размера и степени остроты. Они варьировались от чилтепина, похожего на перчинку , до каскабеля, похожего на колокольчик , и все они легко доступны в ближайшем супермаркете.

Фактически, весь перец чили в мире, включая перец лабуйо , который мы обычно используем на Филиппинах, скорее всего, произошел от первых одомашненных растений чили ( Capsicum annuum ) на территории современной Мексики. Они были импортированы в рамках колумбийского обмена , в рамках которого происходила двусторонняя передача идей, животных, растений, болезней и людей между Восточным полушарием и Америкой после первого трансатлантического путешествия Христофора Колумба в конце 15 века.

Как бы немыслимо это ни звучало сегодня, но в кухнях, которые мы привыкли ассоциировать с остротой — среди прочих, индийской, тайской, корейской и китайской — перца чили вообще не было до его появления в 16 веке. До этого в этих кухнях использовались другие специи или ароматические вещества, которые придавали блюдам пикантности, такие как имбирь, который, вероятно, родом из южного Китая, или черный перец, родом из Индии.

Как перец чили стал частью рациона человека, начиная с Америки примерно от 6 000 до 10 000 лет назад? И почему они в конце концов были приняты остальным миром?

Эти вопросы очаровывают меня не только из-за моей личной любви к острому соусу, но и потому, что как антрополог я глубоко заинтересован в том, как культура формирует наши человеческие чувства зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса .

В то время как наши телесные ощущения опосредованы различными рецепторами, то, как мы интерпретируем сенсорные стимулы, зависит от нашего предыдущего опыта и наших личных предпочтений, которые, в свою очередь, зависят от среды, в которой мы растем. Приведем лишь один пример: антропологи исследовали, как даже цвет (то есть то, как мы «видим» или визуально воспринимаем конкретный объект) не универсален, а различается в разных обществах.

Некоторые биологи-эволюционисты предположили , что человеческая склонность к остроте обусловлена ​​необходимостью. Они утверждают, что, поскольку перец (и другие острые продукты, включая васаби ) обладают естественными антимикробными свойствами, которые могут помочь сохранить скоропортящиеся продукты, люди полюбили их, особенно в тропическом климате , где продукты легко портятся. (В эволюции самого растения чили появление капсаицина, вызывающего ощущение жжения в чили, по-видимому, связано с его способностью защищать от грибков.)

Исследователи-психологи, с другой стороны, утверждают, что предпочтение некоторыми людьми продуктов, содержащих капсаицин, связано со стремлением к острым ощущениям. Психологи Пол Розин и Дебора Шиллер пришли к такому выводу еще в 1980 году, опираясь на эксперимент, в ходе которого людям давали все более острые дозы чили. «Поедание чили, катание на американских горках, принятие очень горячих ванн и многие другие человеческие действия можно считать случаями поиска острых ощущений или удовольствия от «ограниченного риска», — писали они. Более поздние исследования связывают предпочтение чили с такими личностными чертами, как «поиск острых ощущений» и «чувствительность к вознаграждению». Недавняя популярность соревнований по поеданию чили может рассматриваться как крайний пример этих тенденций.

Помимо этих биологических и психологических исследований, антропологи и специалисты в смежных областях также внесли свой вклад в наше понимание того, почему определенные группы предпочитают более острую пищу, привнеся элемент культуры. Как задокументировали антропологи на протяжении многих лет , люди могут есть самые разные продукты, поэтому наши решения о том, что есть, часто говорят о гораздо большем, чем наши биологические или психологические потребности. Они отражают наши общества и их ценности.

В некоторых частях Мексики, например, предпочтение более горячей пищи связано с представлениями о национальной и региональной идентичности. Историк культуры Эстер Кац цитирует выражение , распространенное среди коренных народов миштеков из Оахаки: « S omos fuertes porque comemos puro chile » («Мы сильны, потому что не едим ничего, кроме перца»). Связь между употреблением острой пищи и определенными личностными чертами, такими как мужество или дерзость, может быть для некоторых людей способом отличить себя от других групп, даже живущих в той же стране.

Еще одной иллюстрацией этого момента является то, что перец чили фигурирует в региональной идентичности в коммунистическом Китае и даже в региональном соперничестве . Распространенная поговорка гласит: «Сычуанцы не боятся острого перца чили; никакая жара не отпугнет жителей Гуйчжоу; но эти хунаньцы боятся негорячей еды!» Лидер коммунистической революции Мао Цзэдун был уроженцем провинции Хунань, который демонстративно соединил революционный дух с умением обращаться со специями.

Говорят, что Мао заметил : «Без перца чили не было бы революции».

Пряность также связана в некоторых местах с гендерной идентичностью. Например, в Японии, как исследовал антрополог Джон Хольцман , традиционно предполагалось, что мужчины будут предпочитать острую пищу (и алкоголь) и пренебрегать сладкой пищей. Отношение к пищевым предпочтениям изменилось вместе с изменениями в представлениях японского общества о мужественности в 20 веке, хотя сладость по-прежнему иногда больше ассоциируется с женщинами и детьми.

Конечно, само собой разумеется, что вкусы меняются вместе с обществом. Действительно, некоторые продукты питания, которые могут показаться неприятными или даже отвратительными для одних, могут стать любимыми для других. Возьмем, к примеру, пищевое распространение Vegemite , ставшее частью австралийской национальной идентичности, или морские свинки , традиционно употребляемые в пищу коренными общинами в Андах, которые в последние годы стали частью перуанской изысканной кухни.

И даже внутри определенной группы у индивидуумов есть свои предпочтения. Связывание определенных этнических групп с предпочтениями в еде может привести к неточным обобщениям и разрушительным стереотипам. Восьмиклассница по имени Жаклин Рохас из США кратко резюмировала этот момент на веб-сайте, приглашая людей высказать свои мысли о расах. «Не все мексиканцы любят острую пищу, — написала она.

В конце концов, не существует единого объяснения, почему одни люди любят острую пищу, а другие нет. Тем не менее, путешествия перца чили по континентам на протяжении веков показывают, насколько далеко некоторые люди, включая меня, зайдут, чтобы оживить нашу диету и повседневную жизнь.

Почему некоторые люди любят перец чили?

Post navigation